среда, 24 марта 2010 г.

Как затонул непотопляемый Титаник


Этот неожиданный разговор с ведущим инженером-судостроителем одного из морских НИИ долго ещё будоражил моё воображение. Память стирает детали мимолётного знакомства. Дело происходило в пансионате Светлогорска на берегу Балтийского моря. За обедом, поболтав о флотских проблемах и новостях, он неожиданно спросил: "Сергей, а ты знаешь, отчего погиб Титаник?"

- Читал: ночью налетел на айсберг, получил большую пробоину вдоль всего борта и.... -
- Что и? -неожиданно перебил он, - ты считаешь, что лёд может вот так, запросто вспороть обшивку на протяжении десятков метров? Льдина, с которой столкнулось судно, спустилась на относительно средние широты, находилась в состоянии таяния; поверхностный слой ее в значительной степени в связи с этим был разрыхлен, версия, что она, как острый плуг, вспорола обшивку до 100 метров, по мнению многих специалистов, неубедительна. Как ты себе представляешь событие? Судовой корпус суперлайнера не консервная банка, а набор комплекса сложных конструкций из высококачественной клёпаной стали - это набор корпуса, состоящий из шпангоутов и непосредственно обшивки. Что, ледяной нож, как автогеном, прошел по рёбрам жёсткости корпуса, по обшивке, составляющей единый монолит с этими ребрами, заметь, не смял, не деформировал корпус, а прорезал его почти вдоль всего борта?
- Ну, может быть, сталь плохая? - предположил я.- Ага, мэйд ин совдеп. А ты представляешь процесс затопления парохода с бортовой пробоиной?
- Мне кажется, что крен на тот борт обеспечен, - ответил я, - хотя "Титаник", как говорят все источники, тонул на ровном киле.
- Раз тонул на ровном киле, значит (каждый моряк это знает), забортная вода распространилась более или менее равномерно по трюмам. В английской судоходной компании смоделировали столкновение "Титаника" с айсбергом и, знаешь, какой получили результат? Судно выдержало удар. Есть еще заслуживающая внимание информация: спускаемые аппараты не зафиксировали длинной пробоины. Там, где она, по имеемым сведениям, должна быть, корпус не поврждён.
- Но почему во всех материалах о гибели "Титаника" упорно фиксируется одно и то же. Это что, преднамереннное действие, значит, это кому-то выгодно?
Лайнеры "Олимпик" и "Титаник" (слева)
Лайнеры построеные для роскоши.







Капитан "Титаника" сэр Эдвард Смит












Нам не дали договорить. Роясь в периодически появляющихся публикациях о "Титанике", я хотел докопаться до истинной причины трагедии в Атлантике в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

С середины 19 века судоходные компании были увлечены решением престижной задачи - завоевания приза за самое короткое время пересечения Атлантического океана. Вымпел и кубок "Голубой ленты Атлантики" заставляли гнать пароходы, невзирая на любые опасности. Руководители Международного комитета по определению условий для завоевания "Голубой ленты Атлантики", созданного в 1934 г., определили и сам приз. Средства для изготовления специального призового кубка нашлись совершенно неожиданно: экстравагантный миллионер из Англии, некто Гарольд Хейлс, передал лучшему ювелиру заказ на изготовление скульптурной группы, которая, по замыслу, должна была служить олицетворением "Голубой ленты Атлантики".
На массивной подставке из оникса стоят крылатые фигуры Победы, поддерживающие земной шар. Между фигурами Победы сидят легендарный бог моря Нептун и его жена Амфитрита. На земном шаре Атлантический океан обозначен голубой эмалевой краской. Через него от Англии до Нью-Йорка проходит широкая красная полоса - арена борьбы судов за скорость. Земной шар окружен широким кольцом; на нем уже после изготовления кубка были изображены четыре трансатлантика: "Грейт Уэстерн", гонка которого с "Сириусом" явилась прологом последующих битв за почетный трофей, и три обладателя Голубой ленты: "Мавритания", "Реке" и "Нормандия".
С четырех сторон земного шара в виде старинных картушек магнитного компаса указаны четыре основные направления ветра. На самом верху изображены две борющиеся фигуры: одна из них символизирует Атлантический океан, а вторая - человеческий ум и силу, которые побеждают стихию и двигают современный лайнер. Высота этой скульптурной группы 120 см. Она сделана из чистого серебра и весит 18 кг. Первой компанией, задумавшейся о прибыльности подобных гонок, стала "Уайт Стар Лайн". Она заказала три парохода, где ставка была сделана на вместимость и комфорт пассажиров. Первым из этой серии стал лайнер «Олимпик». За комфорт и обслуживание пассажиров "Олимпик" быстро завоевал популярность. В 1912 году на Английской верфи «Харланд энд Волф" в Белфасте был спущен на воду второй суперпароход «Титаник» водоизмещением 46 300 тысяч тонн, "Титаник" был рассчитан на 2 584 пассажира. 10 его котлов обеспечивали работу судовой машины суммарной мощностью 46 000 лошадиных сил, и судно могло развивать скорость до 22 узлов. Великолепие убранства "Титаника" поражало воображение. Салоны в изысканных стилях, турецкие бани и бассейны, зимний сад и читальные салоны. Третий из этой серии судов - «Британик» должен был появиться немного позже.
Первый рейс "Титаника" сопровождался шумной рекламной компанией. Но народ не торопился приобретать билеты. Спросом пользовались лишь билеты первого класса. В результате "Титаник" ушёл в свой первый (и последний рейс) наполовину пустым. В салонах второго и третьего классов пустовало изрядное количество мест. Зато каюты первого и люкс классов были заняты 57 миллионерами. Среди них были газетный магнат Генри Харпер, торговец недвижимостью Джон Джейкоб Астор, который мог
купить все пассажирские лайнеры всех компаний и приз "Голубая лена Атлентики" в придачу (во время крушения он ничего не смог купить), владелец сети крупных магазинов Исидор Страус, промышленник Джорж Уайденер и многие другие. Надо отметить, что лишь после гибели "Титаника" был принят обязательный минимум правил, обеспечивающий спасение людей при кораблекрушении и безопасность мореплавания.
Прижизненные фотографии "Титаника"



Даже сигнала аварийной тревоги на судах того времени официально не существовало, а действия экипажа после объяления подобной тревоги сводились к указаниям из ходовой рубки."Титаник" был последним, кто полагался лишь на везение и личый опыт моряков. О предполагаемом кораблекрушении и спасении при этом пассажиров в те времена не задумывались, и количество шлюпок рассчитывалось только из наличия для них места на верхней палубе.. Воистину правда: каждое правило эксплуатации корабля оплачено человеческими жизнями.

Для капитана лайнера Эдварда Смита был только один закон - расписание движения. Уверовав в техническое совершенство лайнера, капитан пренебрёг ледовой опасностью. Это сейчас правила мореплавания строго предписывают меры безопасного плавания во льдах. В 23.40 вперёдсмотрящий увидел айсберг и ударил в колокол. В тех районах айсберги не бывают белые, интенсивное таяние меняет центр тяжести, и айсберг периодически опрокидывается. Из-за пребывания айсберга под водой, а затем над водой цвет льда становиться синим, и такой айсберг почти невидим ночью на темном фоне воды. Это так называемый "чёрный айсберг". Реверс машины и перекладывание руля не помогли избежать столкновения. Анализ состояния судна после столкновения, а также эффективности мер по предупреждению распространения забортной воды по судну показали, что судно обречено.Через 50 минут началась посадка пассажиров в спасательные шлюпки. Но эта операция не была организована, как следует. В результате в первую шлюпку, вместо 65 человек, посадили только 25, во вторую - 12, вместо 40. Старшие в шлюпках не стремились подобрать людей, плавающих в воде. В 2.05 была спущена последняя шлюпка. В первые шлюпки сажали исключительно женщин и детей, в последние - всех, кто был рядом с ними. Но этой спасительной возможностью воспользовался далеко не каждый. Ида Страус покинула шлюпку и вернулась к мужу со словами: «Мы вместе жили, вместе и умрем». Супруги Страус сели в шезлонги и,. держась за руки, просидели так до самого конца. Вдова Дэниела Марвина вспоминала, что ее 19-летний муж простился с ней «на минуточку», когда сажал ее в шлюпку, хотя ясно сознавал, что новой встречи не будет. На судне был француз чешского происхождения Навратил с двумя детьми. Он купил билеты на «Титаник» на последние деньги в приступе отчаяния, узнав, что жена, которую он боготворил, ему неверна. Когда началась паника, Навратил разбудил Мишеля и Эдмона и одел их потеплее. Перед тем как посадить детей в шлюпку, отец сказал им: «Передайте матери, что я навсегда принадлежу только ей». «Когда я вспоминаю об этом,- говорил через 85 лет профессор философии Мишель Навратил,- меня захлестывают чувства. Он знал,. что умрет».

Те, кто не попал на шлюпку, воспользовались спасателными жилетами, которые лишь продлевали мучения. Температура воды (напомню, это был апрель месяц) была - 2 градуса по Цельсию. Как потом рассказывал офицер Лайтоллер, побывавший в ледяной воде, он почувствовал, как "тысячи острых ножей вонзились ему в тело". Сидевшая в шлюпке Ева Харт вспоминала: "Я не могу вам описать крики тонущих. И никто не сможет. Это был самый ужасный звук, а за ним самая ужасная тишина". А в это время "Титаник" стал стремительно уходить под воду с большим дифферентом на нос. Корма при этом встала вертикально и какое-то время зависла над водой. Крики отчаяния оставшихся на борту смешивались с взрывами непогашенных котлов. На глубине порядка километра корма переломилась, а удар о грунт переломил носовую часть. Когда судно скрылось под водой, к месту трагедии подошла Кунардовская "Карпатия". На ее ходовом мостике в темноте решили, что произошло какое- то недоразумение, выпустили сигнальную ракету и продолжили рейс. Вахта на судне остолбенела от ужаса, увидев свою "Карпатию" среди сотен плавающих окоченевших тел. Ещё долго на просторах океана судам встречались обклёванные чайками трупы с "Титаника".

В сентябре 1985 года впервые "Титаник" был обследован глубоководным батискафом. В докладе исследовательской группы Стива Бласко был сделан анализ стали корпуса. Дело в том, как я уже писал, что пробоину длиной в 90 метров найти не удалось. Вместо этого, были обнаружены трещины по линии заклёпок. Обнаружена была пробоина (возможно, от льда), но величина её не превышала полквадратных метра. В ходе изучения техничекой документации, выяснилось, что сталь проверялась лишь на статическую твёрдость, способность выдерживать длительные статическое напряжение. Способность к ударной вязкости, динамическую твёрдость никто не брал во внимание. Качество стали обшивки "Титаника" оказалость невысоким даже для того времени. Это была чрезмерно хрупкая, высокоуглеродистая сталь с большим добавлением серы. Борт из такой обшивки не мог получить даже вмятину, он просто раскалывался, как стекло. Таким образом, при ударе об айсберг обшивка "Титаника" лопнула по линии заклёпок, часть заклёпок (вследствие всё того же качества стали) раскололась или была срезана, и вода начала поступать внутрь корпуса судна буквально отовсюду. А так как вследствие столновения возник момент скручивания корпуса, то швы и заклёпки наверняка потекли и с другого борта. Вот почему "Титаник" тонул на ровном киле. Обследования показали, что суммарная площадь (видимых) трещин составляет не более одного (!) квадратного метра. Старые моряки знают, что нет тяжелее ситуации, чем та, когда начинают сочиться ("плакать") швы и заклёпки. И если бы "Титаник" налетел на увесистое плавающее бревно или притопленное судно, то исход мог быть не менее печален. Основной вывод исследовательской группы был ошеломляющим: "Титаник" погиб из-за технологических упущений сталелитейщиков. Вывод о трещинах в обшивке, как оказалось, ещё был сделан на заводе, построившем корабль. Но узнай люди о том, что "Титаник" погубила некачественная сталь, компания "Уайт Стар Лайн" мнгновенно превратилась бы в пыль. Под страхом смерти она хранила эту тайну.

0 Коммент.:

Отправить комментарий